Мой список блогов

понедельник, 28 марта 2011 г.

Показатели развития ребенка двух лет

Познавательное



Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами


Выполняет усложняющиеся дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек):


+ анализ (раскладывание на части);


+ синтез (соединение частей в системе поставленной задачи);


+ сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам);


+ обобщение (по выделенным признакам).





1. Собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую.


С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки.


2. Подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого -- из 3 деталей.


3. Подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной).


4. С помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".


5. Самостоятельно собирает пирамидку из 2--3 колец контрастных размеров.


С помощью взрослого -- из 4-5 колец разной величины.


6. Выполняет "поручения" взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).


7. Выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики), форму и цвет (красные шарики и кубик). При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.


8. В игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, желтый, синий и зеленый), выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми.


9. С помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой-поменьше-маленький".


Понимает и практически устанавливает величинное соотношение "поменьше" и "побольше".






Развитие


Сюжетно – отобразительная игра


Игры с предметами-орудиями


1. Самостоятельно вылавливает из воды (бассейна, ванны или таза) сачком понравившуюся игрушку.


2. Возит за веревочку (за собой) игрушки на колесиках: тележку, машинку, платформу с кубиками и пр.


3. Забивает молоточком втулки в "верстачок", в песок.


4. Умеет играть с песком. Самостоятельно делает "куличики", используя разные формочки и совочек.


Строительные игры


1. Выполняет (по просьбе взрослого) большое количество построек для сюжетов развернутого содержания. Например, комната для матрешки ("стол", "стульчик", "кроватка", "диванчик") или домик для петушка с заборчиком и т.п.


2. Легко усваивает название строительных деталей, прибегая к условной терминологии:


"кубик" (куб), "кирпичик" (параллепипед), "крыша" (призма), "досочка" (пластина) и пр.


Настольные игры типа "Лото", игры с картинками


1. Подбирает парные изображения из большого набора предметных картинок, располагает их рядом.


2. С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (вначале из двух, потом из четырех).


3. Самостоятельно работает с разрезными картинками: собирает целостное изображение из двух идентичных половинок ("матрешка", "мяч", "огурчик", "апельсин", и т.п.).


Сюжетно-отобразительная игра


1. Разыгрывает с образными игрушками более развернутые сюжеты: кормление куклы, сборы на прогулку и пр.


2. Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой: заворачивает куклу в пеленку и баюкает; моет кукле руки и сажает за стол; кормит из ложки, поит из чашки и пр.


3. Выполняет более точные игровые действия с игрушками и предметами бытового назначения. Например, подносит ложку от тарелки ко рту куклы, или при ее купании трет губкой, кладет полотенце на личико, ручки и другие части тела куклы.






Социальное развитие


Эмоциональное воспитание в процессе общения


Социальные контакты обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.


1. Ребенок обнаруживает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним.


2. Ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними.


3. Дорожит вниманием любого взрослого и дружбой с ним.


Переживает, если возникают конфликты в отношении с близкими.


4. Проявляет свою волю в ситуациях "хочу" или "не хочу", но легко откликается на "уговоры" взрослого проявить немного терпения, уступить в чем-то.


5. Эмоционально предвосхищает результаты собственного действия и действия взрослого.


6. К 2 годам слово взрослого становится регулятором поведения ребенка.


7. Ребенок во многих игровых ситуациях обнаруживает не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям.


8. К 2 годам начинает проявлять некоторую сдержанность, умение "немного подождать", т.е. некоторую способность к элементарной самостоятельности и самоорганизации.


9. При соответствующем воспитании может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками.


а). Ребенок наблюдает за действиями других детей, проявляет желание подражать им, делиться сладостями, сообщать о своих переживаниях ("хочу к маме", "боюсь волка" и т.п.).


б). Может испытывать ревность и даже проявлять негативизм, если контакт со сверстниками строится на противоречиях и осуждении малыша как личности. (Ни в коем случае нельзя давать малышу подобные оценки, говоря "Все дети хорошие, а ты плохой!")


в). Среди сверстников появляется "любимый" товарищ (подруга), кому малыш симпатизирует.


г). Ребенок узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии.


д). Знает свое имя, может называть себя сам. Например, на вопрос: "Кто это сделал?" может ответить в третьем лице: "Коля сделал".


е). Запоминает имена близких (баба Катя, мама Оля и др.) и сверстников.


10. Начинает понимать свою половую принадлежность: "мальчик" или "девочка".


Мальчик проявляет больший интерес к мужскому составу семьи, особенно к человеку, владеющему традиционно-мужскими видами деятельности (починка техники, работа с молотком и отверткой и пр.). С удовольствием наблюдает за работой старшего брата, отца, деда. Стремится войти в контакт с ними, желает "помогать".


Девочка проявляет интерес к шитью, вязанию, украшению дома и т.п.






Речевое развитие


Ознакомление с окружающим. Развитие речи


Знакомство с окружающим миром


Имеет первые представления о предметах и явлениях.


О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: "Коля хочет гулять" или "Дай Коле шарик" и т.п.


О своем внешнем виде. Может отвечать на вопросы: "Где у Коли ручки, а где у Коли ножки?" (глазки, носик и т.п.).


О своих действиях. Комментирует свои действия. Например: "Коля моет ручки" (ест, играет, одевается, кушает и т.п.).


О своих желаниях. Высказывает свои потребности. Например: "Коля хочет лошадку" или "Коля хочет попить" и т.п.


О близких людях. Имеет представление о том, кто и кем ему приходится: "Моя мама" (бабушка, сестра, брат и др.).


О пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т.п.).


О блюдах (суп, каша, кисель и т.п.).


Об игрушках (мишка, зайка, кукла, машина, кубики, барабанчик и т.п.).


О предметах быта (стол, стул, кровать, чашка, ложка и т.п.)


О личных вещах (полотенце, носовой платок, штанишки и т. п.).


О природе (животные, живущие рядом: собака, кошка, рыбка, попугай и т.п.).


О домашних растениях (растения в горшках, цветы в вазе).


О природных явлениях (солнце, дождик и т.п.).


О некоторых конкретных ситуациях общественной жизни. Имеет представление о том, кем работает тот или иной человек ("дядя-доктор", "тетя-дворник" и т.п.)






Развитие речи:


1. Понимание речи.


а). Понимает короткий рассказ о недавнем прошлом (куда ходили, что видели, кого встретили и т.п.).


б). Понимает речь, не сопровождаемую показом (знакомые ситуации, бывшие в опыте ребенка).


в). Выполняет по просьбе взрослого поручения, состоящие из 2--3 последовательных действий (возьми, принеси, положи и т.п.).


г). Знает название частей лица (губы, уши, щеки и пр.) и тела (руки, ноги, спина) и др.


2. Активная речь


а). Активный словарь (слова, которые ребенок использует в собственной речи) увеличивается до 200--500 слов.


б). В 2 года умеет строить предложения из 2--3 слов.


в). Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, силу голоса, темп речи –при условии, что взрослый уделяет этому соответствующее внимание.


г). Запоминает четверостишья, вслед за взрослым читает наизусть любимые потешки, слушает с интересом свои первые сказки.


д). Проявляет интерес к книге; просит повторить любимые произведения; вступает в диалог по поводу иллюстрации, рассматривая их в книге.






Моторное развитие


Развитие основных движений


Ползание и лазание


1. Переползает через бревно.


2. Влезает со страховкой на лесницу высотой 1--1,5 м. и слезает с нее.


Ходьба и бег


1. Хорошо ходит во всех направлениях.


Удерживает равновесие при ходьбе по ограниченной площади опоры (доске, дорожке);


поднимается по наклонной доске и сходит с нее;


входит и сходит с опоры (высотой 12-15 см.);


Ходит по неровной дорожке, взбирается на бугорки, перешагивает канавки.


2. Пытается бегать в прямом направлении.


Катание, бросание


1. Катает мяч в паре с взрослым или сверстником:


а) Бросает малый мяч вдаль (одной рукой).


б) Подбрасывает мяч вверх двумя руками.


в) Бросает мяч вниз.


2. Самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины, велосипед и пр.).


Общеразвивающие упражнения


Может выполнять упражнения с атрибутами (флажками, мячами, кольцами, обручами и пр.) для всех групп мышц, повторяя за взрослым или следуя его инструкциям.


Подвижные игры


С радостью принимает предложение взрослого поиграть вместе.


Можно использовать игры:


"Проползти по мостику", "Собери кольца", "Догони веревочку", "Догони мяч", "Принеси игрушку", "Пойди – не упади", "Поднимай ноги выше", "Передай мяч", "Брось подальше", "Брось мяч и догони", "Птицы машут крыльями" и др.


Воспитание культурно-гигиенических навыков






Навыки в быту


1. Проявляет стремление к самостоятельности ("Я сам!") во всех бытовых ситуациях.


2. При приеме пищи садится за стол, знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка -- для первого и второго блюда; маленькая -- для третьего (компота, киселя, чая и др.).


2. Может обходиться без нагрудника.


3. При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.


4. В 2--2,5 года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).


5. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем – "каждый пальчик" (с помощью взрослого).


6. Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании.


7. Знает последовательность использования предметов одежды. В некоторых случаях нуждается в помощи взрослого (завязать шнурки, застегнуть молнию, пуговицы и пр.).


8. Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого).


9. Пользуется носовым платком (при напоминании).


10. Знает место одежды, обуви, посуды игрушек.


11. Убирает игрушки на место (при напоминании).


12. Контролирует свои физиологические потребности.


13. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантик и пр.); радуется, если его наряды замечают посторонние.


14. Дает себе положительную оценку: "хороший", "красивый", "большой" и т.п.

Источник: http://www.2mm.ru/razvitie/477

А вот еще из другово источника:
Что должен уметь ребёнок в 2 года? Как научить его разговаривать?




Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш том или ином возрасте. Хотелось бы ещё раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребёнка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный времени момент ваш малыш что-то не умеет делать: пройдёт время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.



Итак, обратимся к тому, что же должен уметь делать ребёнок в возрасте двух лет.



Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребёнок знает своё тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.

Большая моторика – это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:



умеет бегать

умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой

умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге)

может маршировать

может ударить по мячу ногой

может ходить задом наперёд

способен сохранять равновесие на перекладине.

Мелкая моторика – это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрасту ребёнок должен уметь:



рисовать вертикальную линию

строить башню или дом из 4-6 кубиков

резать бумагу, держа ножницы одной рукой.

Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, является ваш ребёнок левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5-и годам.



Основная задача на данном этапе – продолжать предоставлять ребёнку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Учёные выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребёнка, вы тем самым способствуете развитию его речи.



Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Оценить степень развития психических процессов у ребёнка к двум годам можно по следующим критериям:



малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт

выполняет простые указания и просьбы, предполагающие 2-3 действия

повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых.

стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции)

знает 130-200 слов

объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.

В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Психологи называют период от 1.5 до 3-х лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают. Какие же рекомендации можно дать взрослым, чтобы стимулировать и активизировать речь малыша?



Во-первых, разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. Поэтому, если все вокруг молчат, ребёнок может не воспринимать речевое общение как необходимость, которая поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети обучаются разговаривать путём подражания взрослым, наблюдая за ними и копируя их поведение.



Во-вторых, чётко и ясно проговариваёте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок. При этом может сложиться ситуация, когда вы прекрасно понимаете тот «тарабарский язык», на котором говорит малыш, и спокойно общаетесь с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребёнок не сможет общаться с другими людьми – они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ошибки ребёнка.



В-третьих, при общении с ребёнком вызывайте его на разговор и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолёт?». Обязательно помогайте ребёнку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.



В-четвёртых, развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует красками и руками, раскрашивает, учится завязывать узелки, застёгивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.



Область социального развития включает в себя умения и навыки ребёнка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. Итак, к двум годам ребёнок должен уметь:



проситься и ходить на горшок

заинтересованно относится к процессу одевания – охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться

мыть и вытирать руки

есть самостоятельно и уметь пить из чашки

уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой

чистить зубы с помощью взрослого

имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).



Комментариев нет:

Отправить комментарий